войти через Google+ войти через VK

Параход–колесник Н.В. Гоголь

Параход–колесник Н.В. Гоголь построен В 1910-1911 году по заказу Северного пароходного общества на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Были построены два колесных пассажирских речных парохода стоимостью по 140 тысяч рублей каждый. Суда были однотипные, оборудованные по последнему слову техники начала ХХ века, названия параходов — «Н.В.Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А.И. Желябов»).

Следование пароходов в порт приписки было непростым. Пришлось пройти по Волге, Шексне, Северо-Двинской системе через Кубенское озеро и по реке Сухоне. Настоящие «сюрпризы» были впереди. Размеры шлюзов на Северо-Двинской системе были недостаточны для прохождения «Гоголя» и «Кондратенко». Суда пришлось разделить на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.

Первая навигация для «Н.В. Гоголя» началась в 1911 г. на линии Вологда — Архангельск; после 1 июля по мере спада воды он работал на линии Устюг—Котлас — Архангельск.

Путь из Вологды в Архангельск и обратно длился более восьми суток. Пароход пользовался популярностью у пассажиров, которые оценили хорошую библиотеку и буфет с большим ассортиментом блюд.

В 1918 году пароход «Н.В. Гоголь» был национализирован Советской властью и в его истории началась новая страница. 5 августа 1918 года пароход поступил в распоряжение заместителя председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова и выполнял особые поручения командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие, а затем превратился в плавучий госпиталь VI армии. Изменился и внешний вид парохода. Вместо привычного белого, он был выкрашен в серый цвет, а на стенку его верхней палубы нанесли отличительный знак – красный крест. 

Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Через 2 года пароход возвратился на линию Архангельск-Вологда. Капитальные ремонты и переоснащение судна проходили каждые двадцать лет. Перед войной у парохода был заменён весь корпус. Фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус был настолько прочен, что ещё несколько лет использовался как гостиница.

В годы Великой Отечественной войны «Гоголь» не стоял в стороне, а использовался как плавучее госпитальное судно и военный транспорт. После войны пароход вернулся к мирной жизни и работал на линии Котлас-Архангельск. Следующее обновление приходится на конец 50-х годов. В 1958—1959 годах в ходе ремонта машинные котлы были переведены с угольного на нефтяное отопление.

В 1972-1973 годах «Гоголь» прошел переоборудование и стал плавучей базой отдыха северодвинской «Звёздочки». Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. С 1973 года «Гоголь» совершал рейсы-круизы по Северной Двине для работников завода «Звёздочка».

В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам. Северодвинские корабелы позаботились, чтобы 100 — летний юбилей судно встретило на высоте и во всей красе. «Н. В. Гоголь» не сдает свои позиции и продолжает использоваться на Северной Двине, теперь — в роли круизного ретро-судна.

Основные характеристики парохода «Н.В.Гоголь» в 1911/1992 гг.:
Число и тип паровых котлов: Два огнетрубных пролетных котла; 
Поверхность нагрева парового котла, м2: 83,4/83,4; 
Род топлива, расход: дрова 40 куб.м./сут / мазут, 62 т на 6 ходовых суток; 
Тип, мощность паровой машины: одна наклонная, тройного расширения, 360/380; 
Длина, м 66,5/70,7; 
Ширина по обносу, м: 16/14; 
Осадка в грузу, м: -/1,4; 
Скорость, км/ч: -/18; 
Ограничения по силе ветра: -/ 10-12 м/с (6 баллов); 
Кол-во пассажиров: 695/140;

Параход–колесник Н.В. Гоголь - единственный в России действующий пароход-колёсник. Закладные доски парохода отмечают основные этапы его жизни: Постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске.

Параход–колесник Н.В. Гоголь

 "Центрального пост",  капитанской рубка. Вся энергия на пароходе производится паром. Рулевая машина, естественно, тоже паровая.

Окна кают средней палубы выходят прямо на бортовые галереи.


Внутренние помещения средней палубы

Коридор к кормовому салону. Каюты. При постройке кают на пароходе было всего около десятка. Остальные пассажирские помещения были "вокзального" типа с лавками. Огромный объем внутреннего пространства отводился под топливо. По "молодости лет" пароход ходил на дровах. На 10 часов хода ему требовалось около 40 кубов дров.

Перед столетним юбилеем на пароходе были перестроены два салона - носовой и кормовой. Это носовой - для официальных приемов, банкетов, переговоров.

Здесь у трапа находится судовой колокол.

 Паровая же машина осталась "родная", выпуска 1910 года.

Топки паровых котлов. Сегодня котлы топят мазутом. Расход мазута - 11 тонн на ходовой день.


Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения. Путешествия на его борту совершают не только корабелы «Звездочки» и их семьи, но и туристы со всей России и из-за рубежа, а также высокопоставленные гости города и области.

В 2007 году речной круиз по Северной Двине на пароходе «Н.В. Гоголь» был признан лучшим туристическим маршрутом по Архангельской области.
В 2011 году, пароходу «Н.В. Гоголь» исполнилось 100 лет.

Прогулка по Двине на пароходе-колеснике "Н.В. Гоголь" 

Обзорная экскурсия по городу «Архангельск – город четырех веков». Город рожден морем, и жизнь его на протяжении четырех веков связана с морем. Первый морской торговый порт. Первые морские ворота в страны Западной Европы. Родина отечественного судостроения. 

Служба старейшего парохода продолжается.

 

ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ