войти через Google+ войти через VK
Савёловский вокзал Москвы
10.06.2017 137
изображение: Iceservice-kazan.ru

Савёловский вокзал Москвы

Савёловский вокзал в Москве (до 1912 — Бутырский) — пассажирский терминал станции Москва-Бутырская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, с 1999 года единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электропоезда.

Савёловский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Бутырская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является грузовой, по объёму работы отнесена к 1 классу. Является начальным пунктом Савёловского направления МЖД. Не является тупиковой, через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, к которой примыкает Савёловское направление.

Часто встречается ошибочное название станции Москва-Савёловская — в пригородных расписаниях, схемах остановочных пунктов, автоинформаторах в электропоездах.

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. 

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились, и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912 года.

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.

Изначально станция называлась Москва-Савёловская. В 1900 году переименована в Москва-Бутырская. В 1936 образованы две станции: Москва-Пассажирская-Бутырская и Москва-Товарная-Бутырская. В 1957 году объединены в одну станцию Москва-Бутырская

С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 года организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно (19 электропоездов в сутки, в обе стороны).

Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. «Савёловская»).

С лета 1999 года был отменён пассажирский поезд № 198 Москва-Бутырская — Санкт-Петербург-Витебский, а оставшиеся пассажирские поезда (№ 602 до Рыбинска и № 642 до Сонкова) стали отправляться с Белорусского вокзала. Ныне Савёловский вокзал обслуживает только пригородные электропоезда, экспрессы Москва — Лобня, Москва — Дмитров и Москва — Дубна. Вокзал открыт с 4.30 до 0.30. В день принимает и отправляет более 80 пар поездов, по данным на 2014 год обслуживает 1 699 088 пассажиров в месяц, то есть более 50 тысяч человек в день.

3 марта 2000 года установлены турникеты.

В апреле 2011 года — построена новая платформа № 5 (путь № 3А) для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади (до этого в обе стороны транзитные электропоезда следовали по пути № 2). С этого времени станция имеет 5 платформ и 11 приёмоотправочных путей.

В декабре 2012 года состоялся технологический ввод Савёловского вокзала после очередной модернизации, в которую инвестировано 522 млн руб. Открыт новый зал ожидания для пассажиров, оборудован новый кассовый зал пригородной пассажирской компании «Регион-экспресс» (РЭКС), обслуживающей скоростные электропоезда Москва — Лобня, открыт новый ресторан сети питания на вокзалах KFC на 50 мест, медицинский пункт. Санитарно-гигиенический узел вокзала оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию маломобильных пассажиров, предусмотрен специальный лифт, условиям безбарьерной среды отвечает новая система пандусов. Полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы вокзала, системы видеонаблюдения и безопасности, по всей территории перронов уложена брусчатка.

 

Полезная информация
Адрес: Москва, площадь Савеловского вокзала, д. 2
Координаты: 55.794345, 37.588144
Год постройки: 1902 год

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ