войти через Google+ войти через VK
Павелецкий вокзал в Москве
05.06.2017 56
изображение: wikimedia.org

Павелецкий вокзал в Москве

Павелецкий вокзал в Москве (до второй половины 1940-х годов — Саратовский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, расположенный по адресу: Павелецкая площадь, д. № 1. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

Павелецкий вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского (по другим данным, по проекту архитектора Н. А. Квашнина или Ю. Ф. Дидерихса) для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Первоначально назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове, лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области. Связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем, Донбассом, Казахстаном, а также некоторыми городами Кавказа; в этой связи он фактически является дублёром Казанского и Курского вокзалов, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда и аэроэкспрессы до аэропорта Домодедово и по Павелецкому направлению до станции Узуново.

В связи с крымскими событиями не исключён в будущем перевод поездов, следующих в Крым, с Курского вокзала на Павелецкий. По состоянию на апрель 2016 года с вокзала отправляется 83 электропоезда по будням (61 электропоезд по выходным) и 37 аэроэкспрессов.

Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.

Открытие вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Особенности строительства вокзала

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Реконструкция вокзала

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.

Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Б. Гурков, С. Д. Кузнецова и А. Р. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. При этом в новое здание был встроен вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

Капитально обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час, это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Со стороны площади здание смотрится одноэтажным. Однако на самом деле там разместилось три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.

Интересные факты

- На Павелецкий вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.
- В течение короткого промежутка времени, по-видимому, в 1924—1925 годах, вокзал назывался Ленинским. И хотя это название не прижилось, оно осталось на некоторых картах Москвы того времени (План Москвы из книги «Вся Москва в кармане» Государственное издательство. Москва, Ленинград, 1926 год. Карта дана по состоянию на 1925 год.) и на вокзальных почтовых штемпелях (журнал «Филателия», 1999 год, октябрь, стр. 43).
- Павелецкое направление обслуживается пассажирскими электровозами ЧС2К депо Ожерелье, прошедшими модернизацию в Ярославле.
- Пассажиропоток Павелецкого вокзала составляет более 1 тысяч человек в час.
- Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в 2009 году назвал «форменным варварством» планы московского правительства построить на площади Павелецкого вокзала гигантский торговый центр, который полностью закроет вид на вокзал со стороны Садового кольца.
- До 2005 года включительно от Павелецкого вокзала отправлялись ускоренные дизель-поезда Москва — Новомосковск, до 2001 года осуществлялось прямое дизельное сообщение Москва — Узловая. Это последний случай использования дизель-поездов в прямом сообщении в Москве.

 

Полезная информация
Адрес: Москва, Павелецкая площадь, д. 1а
Координаты: 55.729799, 37.640668
Год постройки: 1900 год

ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ