войти через Google+ войти через VK

Русское классическое искусство XVIII – начала XX в

Тип:
выставка
Продолжительность:
8 ч.

53 0
25 июня 2010 года Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» открыло новую экспозицию русского искусства XVIII – начала XX вв. в помещениях отреставрированного дома купеческой усадьбы Е.К.Плотниковой. Картины русских художников разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными крашениями. Ранее, с 1975 по 2009 годы, экспозиция русского искусства располагалась в одном из залов Музея изобразительных искусств.
Постоянная экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX вв.» разместилась в 17 залах.
Зал, которым открывается музейная экспозиция, посвящен историческим лицам. Тема была продиктована наличием в собрании редкой для сегодняшнего дня династической серии портретов первых Романовых – царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Михаила Фёдоровича и других.

Зал «Иерархи русской церкви» является в какой-то степени продолжением портретной галереи Романовых. Редким образцом русского портретного искусства рубежа XVII-XVIIIвв. является портрет архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1641 – 1702). Портрет особенно ценен тем, что Двинская летопись сохранила сведения об истории его создания.

Зал «Портрет XVIII века» представляет портреты неизвестных художников схиномонахини Нектарии (1770-е) и княгини Голицыной с сыном (конец 1760-х), живописные полотна Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского, др.
В Белом зале с красивым паркетом и печными изразцами товарищества М.С. Кузнецова, собирались когда-то купцы и знатные люди Архангельска. Теперь в этом зале музейные шедевры – портреты Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Тропинина. На торцевой стене портрет Екатерины IIкисти И.Б.Лампи (1751 – 1830), известного в Европе немецкого портретиста.

В зале «Академии художеств» представлены все жанры, в которых работали ученики Академии. Особый интерес представляют несколько картин – «Изведение Петра из темницы» Е.М. Корнеева (1782-1839), «Подача милостыни» Т.Е. Мягкова. С Академией Художеств связано и творчество И.К. Айвазовского. Музей обладает его ранней работой «Южная ночь. Крым», когда художника привлекали картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката. Историческая живопись считалась важнейшей среди академических жанров. В зале представлено полотно С. Хлебовского «Смерть принца Оранского» (1835-1884).

Портрет середины XIX века представлен в следующем зале картинами С.К. Зарянко, И.А. Тюрина, Г.И. Яковлева, К.И.Лаша, М. Зеленцова, Р.К. Шведе, И.К. Макарова и др.

Работы замечательных мастеров акварельной живописи П.Ф. Соколова, А.П. Брюллова, В.И. Гау, создавшие обширную портретную галерею пушкинской поры представлены в зале акварельного портрета.

Достопримечательностью этого зала являются и акварели, запечатлевшие виды старого Архангельска. Автор рисунков – воспитанник Института корпуса путей сообщения, подполковник, помощник директора училища топографов В.Е. Галямин (1794-1855).

Эпоха критического реализма представлена полотнами Л.И. Соломаткина,
А.А. Попова, Н.В. Неврева, А.К. Саврасова, И.Н. Крамского, К.В. Лемоха, Ф.С. Журавлёва в залах «Святые шестидесятые» и «Крестьянские образы в творчестве передвижников».

Академическому искусству второй половины XIX века посвящён ещё один зал, в котором разместились картины выпускников Академии художеств, связанные с библейскими сюжетами.

Пейзаж второй половины XIX века, жанровая живопись передвижников и историческая живопись XIX века представлены в следующих трёх залах. Полотна И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана, В.Е. и К.Е. Маковских, М. Нестерова,А. Васнецова, В. Сурикова, К. Рябушкина, Е. Лансере и др.

Залы первого этажа посвящены искусству начала XX века – поздние передвижники, «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет». Каждая художественная группировка представлена известными именами. Открывает эти залы картина, с которой, по существу, начиналась история музея: «Ответа жду» М.Ф. Иванова (1869-1930).

Рубеж XIX –XX веков был временем художественного освоения Севера. «Открыли» его В. Серов и К. Коровин во время своего путешествия в 1894 году по Архангельской губернии и Мурманскому побережью. Архангельский музей поставил перед собой задачу собрать работы художников, творчество которых связано с Севером.

Русский Север в экспозиции представлен в творчестве К. Коровина, В. Серова, П. Кончаловского, В. Переплётчикова, В. Верещагина, Б. Кустодиева и др. известных русских художников.
ФОТО
Чтобы добавить комментарий необходимо